АРХИТЕКТОР                                                                                                                                                                                 ИВАН ТУРКИН
 

 

    

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О МЕСТЕ АРХИТЕКТУРЫ И АРХИТЕКТОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, А ТАКЖЕ О ВОЗМОЖНЫХ ТОЧКАХ СОПРИКОСНОВЕНИЯ АРХИТЕКТОРА И ПСИХОЛОГА

 

Статья написана по результатам Круглого стола в ЦДА на тему "Психология и Архитектура", состоявшегося в ноябре 2002 года. Непосредственно написана Иваном Туркиным при участии и совете Ильи Сапрыкина.

В конце XX – начале XXI века архитектура из сферы Высоких Искусств переместилась в область Услуг. Архитектура – многопрофильная, социально ориентированная услуга. Архитектор – художник, выполняющий ремесленную работу. От непонимания этого часто возникают комплексы и психологические перегрузки. Пока эта мысль не усвоится уважаемыми коллегами-архитекторами, будет присутствовать отстранённость в отношениях архитектор-заказчик, архитектор-общество, архитектор-деньги.

Позиция «Я – Художник, и могу творить что хочу, когда хочу и сколько хочу» непродуктивна, а в некоторых случаях ведет к разрушению отношений. Здание или интерьер нужны заказчику в точно определённый срок, строительство должно стоить определённую сумму денег, требования и пожелания заказчика должны быть учтены (собственно, они и определяют то, что получается «на выходе»). Если архитектор непременно хочет самовыразиться, то, возможно, ему стоит перейти в одну из смежных творческих областей (стать художником, скульптором, декоратором, сценографом). В МАрхИ приходят девочки и мальчики, желающие стать Великими Художниками, Творцами Будущего и Настоящего. Учебный процесс всячески поддерживает эту иллюзию. При столкновении с условиями реального проектирования высока вероятность разочарования, приводящая к тому, что многие очень талантливые люди уходят из профессии. Честный разговор об ориентации профессии на стадии подготовки архитектора необходим. Помощь психолога в данном случае видится очень ценной.

Следующий момент, на который стоит обратить внимание – это подчиненное положение архитектора. Да, архитектор как сильная творческая личность, как законодатель архитектурной моды силен и важен. Но Хозяином в сфере услуг является тот, кто платит деньги, то есть заказчик. И архитектор отвечает за то, как потрачены деньги, как обслужен Клиент. В роли клиента может выступать как организация, так и частное лицо (и, начиная с 90-91 года, частный заказчик или персонифицированный корпоративный являются основным для архитектора). Схема «товар-деньги-товар» проявляется в отношениях архитектора с заказчиком в самом приземленном виде. Причем архитектор является не только лицом, предоставляющим услугу и получающим за эту услугу деньги, но и распределителем денежных средств между смежниками, подрядчиками и субподрядчиками.

Вот мы и вышли на следующий [момент/пункт], требующий [внимания/проработки]. Позиция архитектора, как организатора, координатора и руководителя процесса проектирования/строительства требует навыков дипломата, психолога, финансиста, технолога, логистика etc. Всё это многообразие соединено в лице Главного архитектора проекта. При этом функция художника, ответственного за образ и художественное качество продукта, никуда не исчезает. Сосуществование в рамках одной личности столь разных функций может вызывать и вызывает тяжелые стрессы. Психологическая реабилитация архитектора в таких случаях просто необходима.

Визуальный анализ архитектурного окружения также возможно проводить с привлечением психолога. «Психологический портрет» дома, улицы, района, вообще среды – вот ниша психолога. Плюс ландшафтно-визуальный анализ, знакомый каждому практикующему архитектору. При таких исходных данных вероятность нахождения верного объемно-пространственного и колористического решения значительно увеличивается.

Представляется ценным сотрудничество (а иногда и участие) психолога в проведении переговоров (с заказчиком, с инвестором, с подрядчиком, при приеме на работу нового сотрудника). Определить психотип заказчика, нащупать то, чего он хочет на самом деле, а не под воздействием моды, социальных стереотипов, желаний жены/тещи и т. п., вовлечь заказчика в предлагаемую идею – очень важно для достижения результата, полностью удовлетворяющего и заказчика, и архитектора. Возможно, что организация для архитекторов тренингов по влиянию на людей, вовлечению, созданию отношений, организации командной работы – еще одна точка соприкосновения психологов и архитекторов.

И, наконец, архитектор, ГАП как руководитель команды, работающей над проектом – не менее благодарный объект для психолога. Подбор персонала,  работающего над проектом – важный момент в архитектурной профессии. Архитектура – профессия изначально командная. Проект здания или интерьера требует организации совместной работы архитекторов, конструкторов, строителей, специалистов по системам вентиляции и т. п., то есть создания команды людей, зачастую оперирующих разными понятиями, а то и буквально говорящих на разных языках. Если объект небольшой, и работа над проектом плюс авторский надзор занимаю не более 2-3 месяцев, то нестыковки не страшны. Если же работа над объектом планируется на более длительный срок, то без помощи психолога правильно подобрать персонал, организовать взаимодействие со смежниками, наладить контакт со строителями («по умолчанию» считающими архитекторов ненужными придатками к профессии строителя, мешающими, «желающими странного» и, наконец, просто «козлами») не представляется возможным. То есть в реальности никто не прибегает к помощи психолога при решении этих задач. К чему это приводит? К потере времени, непониманию, разрушению отношений, нервным и психическим перегрузкам, в конечном итоге - к потере времени, сил и денег. К достижению результата с большими корректировками, а иногда и к недостижению результата.

 
     
   
Используются технологии uCoz