АРХИТЕКТОР ИВАН ТУРКИН | |||||
КРАСОТА И ШАНСОН ВОКРУГ НАС
|
|||||
Рефлексия на тему творчеста З.К.Церетели.
Статья написана для обсуждения на форуме "Газета.ру". |
|||||
Осмелюсь предложить новую тему для обсуждения. Условно можно назвать её «Гений и Злодейство» или «Красота и шансон вокруг нас». Наболело, понимаешь… Много лет копились эти ощущения, но совесть не позволяла все графоманство «выдать в эфир». Да и некуда было выдавать. В газету? Хи-хи. В журнал? Хи-хи-хи. Ну а в Интернет, пожалуй, можно, тут и не такое пишется. И даже публикуется. А ведь как приятно поделиться с кем-нибудь теми мыслями, что толкутся в голове! А уж если написанное и «выложенное» (вспоминается почему-то выражение из кулинарной книги «…горячую массу выложить в форму…») опубликуют… Ну ваще! «Я – Поэт, зовусь я Цветик». Гордости нет предела, а самооценка лезет на вершину Фудзи. (Кстати, а почему именно Фудзи? Никто не знает? Что-то в подсознании такое, слегка японское, сокрыто). Предупреждаю – отвлекаюсь я часто, отступлений будет много. Так о чем бишь я? А-а, да! О красоте. Смотрю на творения Зураба нашего Церетели… Кстати, тем, кто любит писать в Интернете и на Анекдот.ру, следует знать, что Растрелли был итальянцем, итальянскому языку свойственно удвоение согласных. Зураб – не итальянец, а грузин. Поэтому в его фамилии в русской транскрипции – одна буква «л». Как, кстати, и в фамилии гениального конструктора и архитектора Канчели (у Нодара еще и буквы «о» нет в фамилии, она не от слова «кончать» J). Так вот, смотрю я на творения Зураба Церетели и думаю: «Какой матерый человечище! Сколько силы, сколько энергии! Фонтаном бьет, просто-таки гейзером. Целеустремленность, вера в себя, в свой талант – все при нем. Глыба! Достойный объект для уважения и подражания». Эту бы энергию и целеустремленность – да на создание красоты… Л. Да Винчи удавился бы от зависти. Но вот беда - нет у человека чувства прекрасного, со вкусом что-т-то не то. И дело не в избыточности «фактуры». Южанин ведь: экспрессия, темперамент – куда ж их деть, как не в творения свои. Дело в том, что… Опять отвлекусь. У Андрея Макаревича в книге «Сам Овца» есть одно место, про отца. Он пишет: «Отец не мог провести некрасивую линию – она бы у него просто не получилась». Мне повезло - я успел застать Макаревича-старшего живым. Весь поток на отмывке фасада бегал «к Макару», чтобы он нарисовал антураж или процарапал бритвенным лезвием «снег» на карнизе. Мне повезло не очень – я не у него учился. А Андрюшка Кузичев – у него. Может, поэтому и ушел в ГИТИС после 3-го курса МАрхИ? Может, поэтому в «Пластилине» играл Андрей, а не я? Ладно, плывем дальше. Вернемся к нашим баранам - к Церетели. Почему-то практически все вещи (и скульптурные, и живописные) у Зураба Константиновича вызывают одно ощущение: НЕ-КРА-СИ-ВО. «Мощно», «сильно», «масштабно», даже «дорого» – да. «Красиво» - нет. Причем это ощущение не связано с вычурностью форм или их изрезанностью - у Неизвестного и не такое бывает! Это не связано с колористикой – колористика потрясающая. Общие соотношения, что ли, то, что называют (и я называю, и студентам говорю о том же) загадочным словом «пропорции» - короче, где-то в этих самых пропорциях и кроется некрасивость того, что делает Церетели. Смотрю на скульптуры того же Неизвестного – такая же сила, наверчено такого, что и не сразу поймешь, «что» и «куда», но смотреть на ЭТО приятно, интересно, даже завораживает. А смотрю на Зурабово творение – тошнить начинает хуже, чем от Шуфутинского. Последнего хоть выключить можно. А на Петра Первого как не смотреть, когда у нас бюро во 2-м Обыденском переулке, и как ни выйдешь – всё этот Колумб недоделанный на глаза попадается? Тяжко. Самое неприятное это то, что Зурабу Константиновичу никто ведь не объяснит, почему не надо ему делать то, что он делает. Он-то абсолютно уверен в собственном таланте! Насчет таланта не знаю, а способности у него есть. Поучиться бы ему. Классику бы покопировать, Фидия там, Буонаротти, Опекушина наконец. Поизучать «золотое сечение», почитать умные книги про законы композиции, макетики из бумаги поклеить (у нас в МАрхИ такой учебный курс есть, «Объемно-пространственная композиция» называется, сокращенно ОПК, на 1-м курсе все клеят), ордера порисовать – на них пропорции видны очень хорошо. А то получается, как с Шемякиным: все знают, но никто не хочет, потому что смотреть - страшно. И себе – только в приказном порядке. Как-то все у Церетели «чересчур», без чувства меры. Мне бронзы не жалко, мне жалко эстетическое чувство сограждан моих. Ведь смотрит на такое «чудо» человек малообразованный и думает: «Вот она какая, красота-то». И не подозревает, что красота совсем в другом. И продолжает жить в уродстве, калеча свою психику и психику своих детей. Я не утверждаю, что моё чувство прекрасного абсолютно, и что моё мнение – истина в последней инстанции. Но ведь не мне одному «это» кажется уродливым. Может, стоит прислушаться к мнению людей, обладающих вкусом и вообще – профессионалам? Зачем везде, где только можно, сооружать «красоту» сомнительного качества? Нет, я понимаю, что всегда есть и будут люди, которые смотрят хорошие фильмы, слушают хорошую музыку, пишут красивые картины… Как всегда есть и будут люди (и, к сожалению их большинство), которые слушают «Вороваек», смотрят «Дом-2» и считают Шилова художником. Но ведь можно же вкус воспитывать! И нужно. Нужно объяснять, что Шуфутинский – НЕ музыка, что Глазунов – НЕ искусство, что Петросян – НЕ юмор… Почему-то у говна всегда находится и материальный, и административный ресурс, чтобы забить собой экраны, баннеры, уличные транспаранты… Надо что-то противопоставить этому фекальному потоку, забивающему глаза и уши. Иначе через какое-то время Чайковского и Курёхина будут знать только как «музыку для сотовых». Впрочем, о чём я – Курёхина уже сейчас почти никто не помнит… Большинству хватает «Блестящих». «Пипл хавает» (ТМ – Богдан Титомир). Ну так если дать натуральное гуано – и ничего взамен, то пипл и это схарчит. На безрыбье, как известно, и сам раком встанешь… Короче. Предлагаю начать народную кампанию протеста против засилья тупости, пошлости и кабатчины в искусстве и масс-медиа под рабочим названием «Долой фекальные массы для народных масс!» J) |
|||||